Создана программа, не проигрывающая в шашки
24 июля 2007 года, 15:52 - Текст: Николай Карташев - <a href="http://www.compulenta.ru/326433/" target="_blank">http://www.compulenta.ru/326433/</a>
Группа исследователей из Университета провинции Альберта (Канада) завершили работу над компьютерной программой Chinook, которая предназначена для игры в шашки на доске 8 на 8 клеток. Её созданием Джонатан Шеффер со своими коллегами занимался с 1989 года, для чего в обсчёте всех возможных вариантов игры было задействовано 200 компьютеров одновременно. В 1994 году Chinook выиграла чемпионат мира по шашкам, однако, иногда проигрывала своим оппонентам. Теперь даже идеально сыгранная партия против программы будет завершена в ничью.
В шашках существует 5х10^20 вариантов ходов. Однако Chinook не просчитывает их и не анализирует все проигрышные позиции. Вместо этого она вычисляет только тот ход, который приведёт к победе. В результате к концу игры обсчитывается только одна пятимиллионная часть от всех возможных вариантов.
По мнению редактора International Computer Games Journal Яапа Ван Ден Херика, достижение канадских учёных является действительно важным достижением в области искусственного интеллекта. Он также выразил мнение, что аналогичная программа для игры в шахматы, где игроки имеют 10^46 вариантов ходов, будет создана между 2060 и 2070 годом. Однако Шеффер отмечает, что для полного обсчёта шахмат в игре, где существует примерно 10^100 вариантов ходов, нынешнего уровня технологий недостаточно и необходимо создание новых вычислительных средств.
В своей работе Шеффер также видит фундаментальное значение. Алгоритмы, аналогичные применённым им в Chinook, могут использоваться, например, для поиска сведений в крупных базах данных по биологической информации. В обоих случаях необходимо организовать быстрый доступ к большим объёмам сжатой информации, сообщает Nature со ссылкой на журнал Science (doi:10.1126/science.1144079 (2007)).