Ajax » Пн апр 18, 2005 3:56 am
2xmode
<!--QuoteBegin--><div class='quotetop'>QUOTE</div><div class='quotemain'><!--QuoteEBegin-->Религиозная картина мира - одна из возможных наряду с научной (рациональной), эмоционально-чувственной (искусство) и философской.<!--QuoteEnd--></div><!--QuoteEEnd--> Ну, положим, не единственное деление, есть и другие, где больше оных "картин" - но что-то ты помнишь. Ты по образованию кто, если не секрет?
<!--QuoteBegin--><div class='quotetop'>QUOTE</div><div class='quotemain'><!--QuoteEBegin-->Конечно, она имеет свои ограничения, но по-моему, только она может наиболее полно и непротиворечиво объяснить мир хайбане.<!--QuoteEnd--></div><!--QuoteEEnd--> Звоночек: дзынь!
<!--QuoteBegin--><div class='quotetop'>QUOTE</div><div class='quotemain'><!--QuoteEBegin-->Если люди еще могут сомневаться в боге, то для хайбане этот вопрос не стоит в принципе. <!--QuoteEnd--></div><!--QuoteEEnd--> Хайбане, по-моему, так ни разу и не вспомнили о боге; я просил привести пример, ты не привел. Ты опять придумываешь, дополняешь.
<!--QuoteBegin--><div class='quotetop'>QUOTE</div><div class='quotemain'><!--QuoteEBegin-->Не видишь связи с богом? У хайбане нечеловеческая судьба: они приходят в этот мир не по своей воле, у них крылья, хало, они молятся, они возносятся - чего тебе еще надо?<!--QuoteEnd--></div><!--QuoteEEnd--> Ну вот оно, в принципе - нужно только уметь читать.
2xmode
2dAnIK SeNT
<!--QuoteBegin--><div class='quotetop'>QUOTE</div><div class='quotemain'><!--QuoteEBegin-->Отсюда поподробнее, плз.<!--QuoteEnd--></div><!--QuoteEEnd--> Утро, рано. Аяксу тяжело, плюс Аякс щас поедет в вивлиофику - диплому писАть, однако... Вот попьет Аякс чайку, зарядится парой эпизодиков - для настроения - и поедет.
Ну а сейчас что смогу... Пива бы еще...
В отличие от философии, которую, вследствие ее сущности, сложно принудить, изменить насильно, насадить, религия очень быстро стала орудием принуждения еще в первобытных семейно-племенных общинах. До появления государства, до появления избыточного ("прибавочного") продукта, религия использовалась как средство понуждения массы к исполнению воли меньшинства (старейшин, зажравшегося жреца, после - начавшего набирать силу военного вождя). Суть религии в том, что она толкует необъяснимые с точки зрения обыденного знания явления, придавая им четко определенное содержание (цель, источник - продолжите) и сакральное значение. То есть: на вопрос дается ответ, ответ дается в единственно возможном варианте, и обсуждать правильность этого ответа в большинстве случаев запрещается под угрозой понесения наказания (либо при жизни - руками аппарата культа, либо после жизни, но всегда подкрепленное силой и волей мнимого божества, Абсолюта). Такова суть догмата.
Именно поэтому Вован Красносолнцевский некогда принял Православие и почал обращение Руси в эту рабскую веру: христианство, в отличие от политеизма, потенциально несло в себе возможность усиления центральной верховной власти, а также подразумевало большую подчиненность масс, их послушность. Говоря профессиональным языком, Православие на тот момент было шикарным (дешево и сердито!) способом легитимизации укрепляющейся власти князя.
Христианство веками сдерживало развитие науки, сдерживало прогресс, для того, чтобы сдвинуться с мертвой точки, понадобилась, как вы помните, Реформация. Однако и сейчас религия продолжает играть важную роль в жизни общества, и этим продолжает пользоваться государство. Возьмите, к примеру, США, где в школах всегда предупреждают: учителя ни в коем случае не полагают эволюционную теорию единственно верной, и ее следует воспринимать именно как версию. Скажете, оболванивание масс не на руку государству? Вы знаете, что это так: американцы сейчас спокойно относятся, например, к бомбардировкам независимых государств - они полностью уверены, что это всего лишь необходимое средство, и что таким образом они несут Свет Свободы и Демократии в окружающий их мир.
Но это уже плоды, а мы о корнях.
Религия, в особенности, монотеистическая, предлагает единственно возможную линию поведения, единственно возможный метод мышления, отклонение от которых - либо грех, либо ересь, соответственно. Впрочем, ересь - тоже грех. Пронизывая человеческие общества столетиями и тысячелетиями, религия преобразует ноосферу, подчиняет ее себе - и порвать с устоявшейся традицией для среднего человека нелегко. Более того, последствия могут быть довольно далеко идущими: однобокость, узость мышления, негибкость, неспособность к простейшему анализу, неспособность принимать новое и слЫшать оппонента (иногда и неспособность слушать - но главное - неспособность именно услышать, понять/принять правду, отличную от собственной - и оно понятно, ведь собственная правда почитается за истину). Думаю, не один я часто наблюдал в Сети (и на этом форуме, кстати) людей, которые поражались, узнавая, что другие имеют отличное, и подчас противоположное его собственному мнение, иной взгляд, иные ценности. Человеку, и не только выросшему в "христианском" обществе, но человеку "вообще", свойствен эгоцентризм. Это диктуется:
1. инстинктом самосохранения, который толкает индивида к наиболее объективному восприятию окружающей реальности - и психика человека компенсирует невозможность такового объективного восприятия (ведь общество, наука, человечество наконец развиваются, большинству т.н. сапиенсов не поспеть за прогрессом, они бегут где-то в середине, а то и хвосте колонны, но инстинкт-то кричит: "Не отставай! Беги вперед!"), создавая иллюзию, в которую человек охотно верит.
2. религией, которая кроме прочего, как уже было сказано, является средством такой самоактуализации (христианство, ислам и иудаизм - самые вредные религии в этом смысле).
3. социокультурной средой, сложившимся менталитетом народа, - ноосферой, наконец. Люди стремятся не только представить себя лучше других, но и других - хуже себя; плюс преемственность поколений, что, увы, неизбежно.
В итоге индивид подсознательно ставит себя в центр мироздания... Но не все люди слепы. Чем выше интеллект, тем выше степень рефлексии, тем больше индивид замечает расхождений между тем, что он хотел бы от себя, тем, во что он (относительно себя и окружающего мира) верит, и действительностью (часто отделяют реальность от действительности, и последняя - отражение первой в психике животного). Проще говоря, религия перестает успешно обслуживать ущербное человеческое самолюбие и все тот же пресловутый инстинкт. Человек ведь воспринимает себя как благо, и если ему говорят, что он - ущербен, рушится вся его "картина мира", весь его маленький теплый мирок, где он - в безопасности, где он - прав, а все остальные либо неправы, либо сволочи (и тоже, конечно, неправы).
Отсюда - комплексы, отсюда - стремление к вымещению и замещению (все дружно читаем Фройда и Фромма), отсюда - попытки самореализоваться через творчество, донести свою действительность до других, заставить их признать ее и тем самым самоутвердиться. Отсюда все многообразное "сетевое творчество", в том числе обзоры аниме ("Я, я, моё, меня!"). <!--emo&:)-->[img]style_emoticons/<#EMO_DIR#>/smile.gif[/img]<!--endemo--> Снобизм, тенденциозность и, простите, аутоконформизм. "Закукливание" психики.
Отсюда "только она может наиболее полно и непротиворечиво объяснить", отсюда "чего тебе еще надо?".
Человеку, выросшему в христианской социокультурной среде, буде даже он станет атеистом, зело сложно отречься от привычных thoughts and behavioral patterns.
ПыСы: по субжу же я еще раз скажу: япошки совершенно иначе относятся к богам. И христианство с его ангелами и т.д., и т.п. - всего лишь одна из "западных" религий. Да, она очень широко распространена, именно западная христианская (на самом деле - постхристианская, но кто это понимает?) цивилизация явилась носителем прогресса, стала ориентиром для Японии после Реставрации, и позднее - после WWII. Отсюда все эти крестики (ничего на самом деле не значащие) и Рождества (о сути которых догадывается, надо полагать, далеко не каждый - но многие отмечают).
Но не надо проводить прямые аналогии и впихивать Haibane Renmei в узкое ложе своего христианством определенного миропонимания. Сие от лукавого.
Даник, я ответил на твой вопрос или еще подробнее?